Серой и неказистой была бы жизнь велосипедиста, если б у него не было велокомпьютера. Как приятно знать скорость, с которой едешь, причем не только текущую, но и максимальную, и среднюю, знать пройденную дистанцию и много другой полезной, на самом деле, информации.

Купить велокомпьютер можно как недорогой, так и по цене неплохого смартфона. В чем же отличие велокомпьютеров, как выбрать велокомпьютер, какие их основные функции, инструкция по установке и настройке – об этом и не только читайте в данном обзоре велокомпьютеров. 

Как выбрать велокомпьютер

Функции велокомпьютера:

  • Текущая скорость
  • Средняя скорость (в самых бюджетных моделях нету)
  • Максимальная скорость
  • Текущий пройденный путь
  • Общий пройденный путь с момента установки велокомпьютера (одометр)
  • Время в пути – может считаться как общее время поездки, так и именно время езды, т.е. только когда вы ехали на велосипеде.
  • Часы.

 

Велокомпьютер Sigma 1909

 

Это базовый набор функций, который в целом должен каждого удовлетворить. Важно, чтобы показатели одометра можно было настраивать самостоятельно. Тогда не получится, что при замене батарейки весь пройденный километраж собьется. 

Как уже было сказано, среднюю скорость показывают не все велокомпьютеры, но это достаточно полезная функция, подводящая итог всей поездки, поэтому от нее не стоит отказываться. 

Продвинутые функции велокомпьютера

  • Светодиодная подсветка – обязательно постарайтесь купить велокомпьютер с этой функцией! Иначе в темное время суток толку от него будет мало.
  • Термометр – полезная и интересная функция, в зимнее время будет весьма кстати. При покупке у продавца следует интересоваться минимальной температурой, при которой термометр будет работать. Например, у Sigma чаще всего не ниже -10 градусов, а у VDO Cytek – до минус 24.
  • Альтиметр – рассчитывает набранную за поездку высоту, которая наряду с дистанцией определяет сложность поездки. Но саму высоту он показывает чаще всего неточно, потому что принцип работы альтиметра строится на атмосферном давлении, а оно может меняться в зависимости от условий.
  • Каденс – частота вращения педалей. О каденсе я уже писал в статье о технике педалирования на велосипеде. Важно соблюдать высокую частоту вращения, чтобы не навредить коленям. Новичкам, конечно, пригодилась бы эта функция, но это все же лишняя трата денег, и лишний провод с датчиком на раме. Каждый должен себя изначально приучить к высокому каденсу и в будущем, думаю, проблем не возникнет.
  • Пульс – я бы очень хотел иметь такую функцию, но опять же все упирается в цену. А знать пульс надо хотя бы для того, чтобы не перегружать свое сердце. Мы привыкли ездить исходя из текущей скорости, но ориентироваться нужно именно на пульс! Это основополагающая концепция тренировок во многих видах спорта, и велосипед не исключение. Для измерения пульса в комплекте с велокомпьютером идет дополнительный датчик, который передает информацию засчет радиосигналов.
  • Количество сожженных калорий. У меня есть статья о расходе калорий на велосипеде, где я писал, что на это влияет огромное количество факторов. Велокомпьютер, зная среднюю скорость, дистанцию, набор высоты и пульс сможет дать достаточно точную информацию.
  • GPS-датчик – встроенный датчик будет записывать положение на местности. Потом эту информацию можно экспортировать на компьютер, после чего на карте будет видно пройденный маршрут, а также предоставлена и другая информация в виде скорости и всего прочего. Стоит сказать, что датчик GPS даст более точную информацию, но он очень быстро расходует заряд батареи. Поэтому для стационарного велокомпьютера не считаю эту функцию необходимой. Для навигации или записи трека лучше воспользоваться либо специальным gps-навигатором, либо смартфоном, у которого есть gps. В этом случае установите одно из мобильных приложений для велосипедистов, обзор которых я писал.

Как работает велокомпьютер

Думаю, многим будет интересен принцип работы сего девайса. А он в целом достаточно прост.

  • На спицу крепится специальный магнит (он часто теряется, если обзаведетесь запасным, не важно какой модели, то не выбрасывайте его);
  • На вилку или задние перья крепится датчик Геркон, а в более дорогих моделях – датчик Холла.
  • При вращении колеса датчик срабатывает на магнит, посылая сигнал велокомпьютеру. Тот, исходя из частоты вращения колеса в минуту и длины его окружности, подсчитывает скорость, пройденный путь и все производные от них.

Беспроводной велокомпьютер

Возможность избавиться от проводов выглядит привлекательной, но в самом ли деле вам стоит купить беспроводной велокомпьютер?

  • Во-первых, он задействует 3 батарейки (в самом компьютере, в датчике и в столике, на который крепится велокомпьютер), а не одну, как обычный велокомпьютер;
  • Во-вторых, датчик имеет увеличенный размер;
  • В-третьих, главный недостаток беспроводного велокомпьютера состоит в том, что он очень сильно подвержен помехам. У цифровых моделей их могут вызвать велофары или другие источники радиопомех. А у аналоговых моделей вдобавок еще и трамвайные/троллейбусные линии, ЛЭП и многое другое.

В результате этого, с учетом большей цены, покупка беспроводного велокомпьютера не выглядит столь привлекательной. К тому же, если правильно установить велокомпьютер и грамотно провести провод, то никаких проблем с ним не будет.

Установка велокомпьютера на велосипед

Существует 2 способа того, как установить велокомпьютер на велосипед.

  • Крепление магнита и датчика на переднее колесо;
  • Крепление магнита и датчика на заднее колесо.

Плюсы первого способа – проще протянуть провода, меньшая вероятность того, что они порвутся. С беспроводным велокомпьютером эта проблема отпадает сама собой, но если устанавливать на заднее колесо, то появляется новая – большее расстояние между компьютером и датчиком, а значит и больший расход заряда.

Плюсы второго способа – более точные показатели. Дело в том, что переднее колесо за счет маневров проезжает фактически немногим больше, нежели заднее колесо. Поэтому если вы желаете иметь максимально точные данные, с оглаской на меньший пройденный путь, то есть смысл в установке велокомпьютера на заднее колесо.

В велосипедных кругах соотношение между установкой на переднее и заднее колесо составляет примерно 8:2.

Как гласит практически каждая инструкция к велокомпьютеру, магнит нужно крепить на расстоянии не более 5 мм от датчика (чем меньше, тем более точные данные будут) и как можно ближе к оси втулки. Это обусловлено скоростью вращения в разных точках колеса, и чем ближе к центру будет располагаться магнит, тем меньшей будет его скорость прохождения перед датчиком. Соответственно велокомпьютер сможет лучше считывать сигнал. Иначе на большой скорости или при низком заряде батареи у велокомпьютера начнутся «заскоки» в виде скорости равной 99 км/час и т.п.

Сам датчик (геркон) крепится на ногу вилки. В комплекте с велокомпьютером должны идти пластиковые стяжки. Если что, их всегда можно купить в строительном магазине.

установка велокомпьютера шаг 1

Провод следует обвязать сначала вокруг пера вилки, а затем по тросику переднего тормоза. Не гнушайтесь скотча. Главное, чтобы тросик не мешал повороту руля, ни за что не терся и не цеплялся.

установка велокомпьютера шаг 2

Последним шагом велокомпьютер устанавливается на руль или вынос. У каждого свой вариант крепления, думаю, разобраться будет не сложно.

Настройка велокомпьютера

Это ключевой и самый важный этап. Настройка по-сути заключается в выборе правильной длины окружности колеса.

На дешевых велокомпьютерах предлагается выбор просто в дюймах. Допустим, если у вас 26-дюймовые колеса, то выбираете 26'' в настройках, и на этом все. Но это очень неточный метод, потому как длина окружности зависит не только от диаметра колеса, но и от высоты покрышки, характера протектора и даже от давления в колесах.

Нас же интересует продвинутый метод, где указывается длина в миллиметрах.
Для начала можно воспользоваться данными, что идут в инструкции к велокомпьютеру Sigma Sport BC1600. Там будет указана информация вроде этой:

настройка велокомпьютера

Такой подход дает также очень приблизительный результат. Есть 2 способа измерить длину окружности колеса вручную:

  1. Взять линейку, и измерить длину от края до края покрышки. После чего умножить ее на 3,14. Фактически, это формула длины круга: l=2ПR=Пd.
  2. Поставить отметку в точке касания колеса земли. Совершить один оборот колеса, поставить вторую отметку. Замерить это расстояние – его мы и введем в велокомпьютер. Если при этом накачать колеса до нужного давления, на котором вы всегда ездите, и сесть на велосипед, то получите очень точный результат.

Если вы преследуете цель получить максимально точные показатели велокомпьютера, то рекомендую воспользоваться данной формулой:

L1=L0*S1/S0, где:

L1 – новая длина окружности колеса;
L0 – старая длина окружности колеса;
S0 – пройденное расстояние, полученное с помощью велокомпьютера.
S1 – расстояние, которое было измерено не велокомпьютером. Фактически, это может быть круг стадиона. 

Предположим, вы знаете, что один круг равняется 400 метрам. Вы проезжаете его, и сравниваете с тем, что получили на велосипеде. Подставляете необходимые цифры в формулу, и получаете новое, скорректированное значение.

Либо проезжаете определенное расстояние, записывая путь на GPS. Затем также по формуле находите точную длину окружности колеса.